Как самому сделать электросамокат

Городские жители все чаще вместо общественного транспорта пользуются альтернативными средствами передвижения. Умельцы предпочитают их не покупать, а делать электросамокат своими руками.

Как самому сделать электросамокат

Техника безопасности

Электросамокат, несмотря на небольшую скорость и вес, иногда становится причиной травм и дорожных происшествий. Местом передвижения нередко избирают тротуары. Они не всегда широкие, поэтому не следует сильно разгоняться. Традиционно по тротуарам прогуливаются мамы с детьми. Скорость самоката и любопытство детей могут стать причиной наезда.

Для безопасной езды по тротуарам соблюдают правила:

  • максимальная скорость — 15 км/ч;
  • если людей много, лучше спешиться и вести самокат в руках;
  • приближаясь к детям, сбрасывать скорость;
  • оборудовать транспортное средство звонком.

Ездить по обочинам и брусчатке на самокате с маленькими колесами нелегко: трудно маневрировать. Передвижение по улице, заполненной автомобилями, тоже таит опасность: водителям трудно заметить небольшой самокат. Они нередко считают, что человек идет, и не ждут от него быстрых маневров.

Чтобы обезопасить себя от происшествий и травм, соблюдают ПДД. Кроме того:

  • надевают шлем, защитную одежду;
  • выбирают участки с небольшой интенсивностью движения;
  • внимательно смотрят на дорогу, чтобы маленькое колесо не попало в выбоину;
  • контролируют ситуацию позади себя.

Для передвижения ночью обязательно оборудуют самокат фонарями. Передний лучше установить на руле повыше, он должен хорошо освещать дорогу. Сзади необходим габаритный фонарь. Скорость передвижения ночью рекомендуется ограничить 10 км/ч.

Общие принципы

Сначала определяются, какой электросамокат нужен: большой и мощный для дальних поездок или маленький, чтобы добраться до работы или в спортзал. В зависимости от состояния дороги выбирают тип и размер колес:

  • для хорошего асфальта достаточно 5,5 дюйма;
  • для покрытия с трещинами — 8 дюймов и пневмошины;
  • на разбитых дорогах — не меньше 12 дюймов.

Общие принципы

Для езды со скоростью выше 40 км/ч подойдут 16-дюймовые колеса. Подвеска смягчит удары, но она требуется при большой скорости и плохой дороге.

Основной вопрос — на какой базе делать электросамокат. Это может быть механический самокат, детский велосипед или полностью самостоятельно собранная конструкция. Выбирают двигатель. Самые доступные варианты: шуруповерт или моторчик принудительного воздушного охлаждения радиатора автомобилей. Более эффективные — специальные двигатели, мотор-колесо.

Передача крутящего момента чаще цепная со звездочками. Узел легко устанавливается, простой в обслуживании. Жесткие передачи в виде редукторов, самодельных, приспособленных или готовых, монтировать труднее, но при правильной установке они более надежные.

В качестве ведущего выбирают 1 колесо. Если это заднее, то упрощается монтаж. Привод на переднее колесо более сложный по конструкции, но улучшается управление.

Прикидывают, где разместить аккумулятор. Возможные варианты:

  • дека;
  • рулевая стойка;
  • багажник;
  • отдельный рюкзак на спине с проводами и разъемами.

Обязательны тормоза, желательно оборудовать электросамокат сигналом и освещением. Электрическая часть, кроме аккумулятора, может ограничиваться фонарями и выключателем. На более совершенных конструкциях устанавливают контроллер, ручку газа, тахометр и другие приспособления.

Переделка обычного самоката

Из доступных обычных самокатов для переделки в электрический годится китайский со складной рамой. Надо быть готовым к тому, что со временем части разболтаются, будут скрипеть. Если нет необходимости разбирать аппарат, то его части соединяют сваркой после окончательной сборки. Но лучше рассверлить отверстия и поставить более мощные болты — сохранится разборность конструкции.

Необходимые инструменты и материалы

Возможны несколько модификаций электросамоката на основе обычного. Рассмотрим две: с двигателем от шуруповерта и мотор-колесом. Чтобы создать самодельную конструкцию, нужны, кроме обычного самоката, такие материалы:

  • аккумулятор для электровелосипеда;
  • проводка;
  • болты, гайки, шайбы;
  • профильные трубы 50×50 мм;
  • листовой металл.

Необходимые инструменты и материалы

Если двигатель от шуруповерта, то потребуются бендикс автомобильного стартера, редуктор болгарки. Возможен более простой вариант с цепной передачей и велосипедными звездочками.

Работают сварочным аппаратом, болгаркой, дрелью, понадобятся гаечные ключи.

Порядок работ

Начинают с чертежа, на котором указывают размеры и расположение узлов. В процессе работы возможны изменения, уточнения, но он берется за основу.

Приступают к монтажу привода. С мотор-колесом почти нет никаких проблем. Штатную заднюю вилку меняют на широкую, устанавливают привод. Если что-то придется подогнать, пользуются инструментами.

Привод электросамоката, в котором используются узлы шуруповерта, болгарки и стартера, собрать труднее:

  1. На ось редуктора болгарки устанавливают подшипник колеса самоката. Его фиксируют, чтобы не вращался на оси.
  2. Редуктор соединяют с бендиксом. Он крепится на ось вместо диска.
  3. Обгонную муфту соединяют с двигателем.

Для варианта с цепной передачей бендикс и редуктор не нужны. На колесо устанавливают ведомую звездочку, ведущую — на оси двигателя. Комплект, обеспечивающий необходимое передаточное число, подбирают в магазине. На ось двигателя под звездочку вытачивают переходник. Заднее колесо подходящего размера со звездочкой можно взять от детского велосипеда, установить подшипники. Если оставляют от самоката, то звездочку закрепляют при помощи болтов через проделанные отверстия.

Дальнейшие действия аналогичны для любого варианта самодельного электросамоката. Если предполагается установить аккумулятор на площадке, то делают для него нишу. Вырезают заготовки из профильной трубы, фиксируют на площадке болтами. Закрывают листовым металлом, закрепляют саморезами. Предусматривают отверстие для проводки. Если выбран другой вариант размещения аккумулятора, ниши не делают.

Порядок работ

Устанавливают батарею, обмотанную скотчем, для изоляции от влаги. Чтобы батарея не передвигалась во время движения, приклеивают ее к днищу двухсторонним скотчем. Между аккумулятором и крышкой делают прокладку из плотной бумаги или пластика. Там же в нише находят место для контроллера, если он предусмотрен конструкцией.

Устанавливают узлы управления электроприводом:

  1. Выключатель — тумблер или кнопка с фиксацией. Необходима, чтобы отключить питание слаботочной части контроллера или аккумулятор при простое.
  2. Ручка газа (лучше курок). При аварийной ситуации ручку инстинктивно сжимают, а курок отпускают. К этому узлу идут 3 провода от контроллера.
  3. Тормозные ручки, которые при нажатии отключают двигатель. Конструкции разные, в зависимости от этого отличается схема. Если используются датчики Холла, подключают 3 провода, в остальных случаях — 2.

Подсоединяют контроллер к аккумулятору, соблюдая полярность: черный проводник — масса, красный — «+».

Возможность сделать электросамокат с нуля

Для изготовления электросамоката в домашних условиях можно воспользоваться детским двухколесным велосипедом. Это обойдется дешевле, чем покупать китайский самокат. Понадобится только рама, но если есть руль, тоже пригодится. В качестве привода используется колесо гироскутера.

При отсутствии детского велосипеда раму несложно сделать из стальных труб. Прочность обеспечат стенки толщиной не более 2,5 мм. Если предполагаются нагрузки выше 100 кг, то подбирают трубы потолще.

Начинают с подготовки базы:

  1. Велосипедную раму разрезают, удаляя каретку.
  2. Из профиля нарезают 2 длинные и 2 короткие заготовки. Это будет база.
  3. Складывают на ровной поверхности прямоугольник, плотно подгоняя углы. Обваривают электросваркой, получают каркас.

Его приваривают к передней части рамы. Задняя не понадобится. Вместо нее ближе к левой стороне приваривают отрезок уголка. Устанавливают с наклоном вниз с таким расчетом, чтобы оси заднего и переднего колеса находились на одном уровне. Вместо штатного руля ставят более длинный или наращивают стойку родного трубой подходящего диаметра.

С колеса гироскутера снимают узел, в котором крепится ось. Болгаркой отрезают боковые части, шлифуют, чтобы деталь плотно прилегала к поверхности уголка. Устанавливают колесо с осью. Узел закрепляют болтами через отверстия, просверленные в уголке. Ось плотно прижата к уголку, неподвижна, а колесо вращается.

Приступают к изготовлению днища и крышки каркаса. По его размеру вырезают 2 заготовки из листа металла. Нижнюю часть приваривают, верхнюю закрепляют саморезами, чтобы иметь доступ к аккумулятору и другим компонентам электрооборудования, которые будут там размещены.

Схема подключения аналогична рассмотренной. Нишу для электрооборудования герметизируют силиконом, самокат окрашивают эмалью.

Ссылка на основную публикацию